Звону много, а толку мало

Звону много, а толку мало

Пока изучала материалы для этой статьи в голове то и дело возникали русские 

Звону много, а толку мало

поговорки: «Много шуму – мало толку», «Много трудился, а толку не добился», «Толков много, только толку нет», «Звону много, а толку мало» и т.д. Наш народ очень точно подметил суть явления: можно сколь угодно много делать что-то, но если упущена суть действия, то ничего путного не выйдет. Подобные мысли были у меня по поводу материалов Первого Московского педагогического форума, который проходит сейчас в онлайн. Формат мероприятия позволяет педагогам и всем заинтересованным лицам из разных регионов страны принять участие в обсуждении опыта дистанционного обучения и новых методик работы с учащимися [tass.ru].Форум длится семь недель, каждая неделя посвящена определенной области. Например, вторая неделя была посвящена русскому языку, литературе и иностранному языку [forum-teacher.educom.ru].Анализ представленных на официальном сайте форума материалов названной недели показывает, что основную проблему, которую пытались решить организаторы, была проблема мотивации учащихся, стремление увлечь их, заинтересовать, обеспечить погружение в процесс обучения. Предлагалось большое разнообразие решений, которые условно можно разделить на две категории. Первая – совершенствование навыков и мастерства учителя: коммуникативных навыков, артистизма, освоение новых площадок (учитель-тиктокер, блогер, рэпер). Вторая – новые методики обучения: японская стратегия «Кайдзен» (Кайдзен – система менеджмента, совершенствования, ориентированная на клиента); проектная деятельность с помощью материалов библиотеки Московской электронной школы и других контентов; использование аутентичных текстов для приобщения к красоте русской речи и пр.Однако в представленных материалах я не обнаружила нацеленность на понимание литературных текстов и слов русского языка. А одним из выводов второй категории решений был даже вывод о том, что основной задачей нового метода является «не знакомство с языковым явлением, а выполнение комплексного задания или проекта» [forum-teacher.educom.ru].На мой взгляд, стойкую мотивацию к обучению и интерес к предмету невозможно сформировать без понимания. Более того, без понимания нет успешного применения – это звучит уже как педагогическая аксиома, которая должна быть во главе угла любого обучения.Таким образом, приведенные в начале статьи поговорки, вновь подчеркивают распространенный последние годы в педагогике факт: проблема мотивации к обучению решается какими угодно методами, но не повышением уровня понимания языка, на котором ведется обучение, и слов этого языка. Можно, конечно, и дальше перетаскивать в педагогику методы из других областей человеческой деятельности, но при этом мы теряем не просто мотивацию к обучению среди детей, но и лишаем их благополучного будущего: полуграмотный человек, которого не научили по-настоящему учиться, не может быть конкурентоспособным в быстро меняющемся мире новых технологий.Позволю себе еще одно замечание: фундамент, основа есть у любой деятельности (и в обучении такой основой может быть технология обучения Л. Рона Хаббарда). Когда фундамент неизвестен или игнорируется, возникает огромное множество «методов», которые не приводят к ожидаемому результату, поэтому ищутся дальнейшие «новые методы» и т.д. по кругу.Следовательно, прямо сейчас необходимо:а) скорректировать процесс подготовки учителей, чтобы они четко осознавали роль понимания языка в процессе обучения (осознавали, что именно понимание повышает/возрождает мотивацию);б) использовать в процессе любого обучения технологию обучения Л. Рона Хаббарда, целью которой и является формирование такого уровня понимания языка, который обеспечивает успешное применение полученных знаний.Только при этих условиях будет достигаться эффективность обучения.Строева Галина Владимировна – доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Выпускники медицинских специальностей ХГУ пройдут аккредитацию

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь