Какие методы реабилитации особых детей используют в Севастополе

Какие методы реабилитации особых детей используют в Севастополе

В 1992 году генеральная ассамблея ООН учредила День инвалида. Ежегодно его проводят 3 декабря, чтобы напомнить обществу о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья. В Севастополе сегодня работают несколько центров реабилитации для детей с особенностями развития. Один из них занимается социальным воспитанием. О том, как помогают детям и их родителям, расскажет Екатерина Копыткова. Комната пятилетней Леры больше похожа на спортзал. Тренажёр «Акробат» отец соорудил своими руками, чтобы подготовить дочку к первым шагам. К школе она готовится с мамой: не всегда послушная ручка выводит букву «Ё» — изгибы линий даются особенно сложно. Ещё в августе ребёнок с трудом мог удержаться на вертикализаторе хотя бы пять минут. Сейчас в положении стоя при помощи фиксаторов Лера может провести час. В марте девочка перенесла операцию на тазобедренном суставе, после которой несколько месяцев провела в гипсе, не вставая с кровати. За это время организм вырос на семь сантиметров, но сухожилие на левой ноге осталось прежнего размера из-за отсутствия движений. Теперь мышцу нужно растягивать. По ощущениям это все равно что посадить взрослого человека без подготовки на шпагат. «Нас откинуло конечно назад, очень хорошо. И ходила она ровно у меня, получается. Но из-за того, что на левую сторону, вот это укорочение, она как-то стала… ну… говорят, сейчас это все пройдет, но, на самом деле, что-то мне очень-очень страшно», — говорит мама Юлия Гулиева. Для Леры это была первая операция. Через год — ещё одна. Однако успех лечения во многом зависит именно от каждодневных тренировок. Помимо медицинской помощи дети с особенностями развития нуждаются и в социальной реабилитации. Через игровые, психологические терапии, занятия физкультурой и творчество в специализированном центре при храме святителя Николая детей учат контролировать собственные движения и речь, взаимодействовать с окружающими. Всё ради того, чтобы, став старше, ребёнок мог обслуживать себя самостоятельно. Сегодня в центре занимаются 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто бывает так, что болезнь развивается в течение первых лет жизни, и диагноз устанавливают не сразу. Из года в год специалисты стимулируют двигательные и речевые процессы воспитанников. Свою первую ноту Гоша произнёс только спустя три года занятий музыкой. Теперь он играет вальс Шопена, польку Глинки и старательно учит новые пьесы. С педагогом общается как будто через ноты. Когда учитель говорит в унисон с музыкой, ребёнок начинает обращать внимание на речь. «Язык музыки — это универсальный язык, потому что наша речь для многих детей — это просто абстрактный шум, шум раздражающий, шум страшный, этот мир весь страшный, и что делать в этом мире непонятно, и что я говорю — это тоже вообще непонятно, но, когда я замолкаю и звучит только один звук — это еще называется целительное тонирование», — рассказывает музыкальный коррекционный педагог Ольга Бондаренко. Почему Именно Гоша заговорил, специалисты пока не знают. Эффект приносят комплексные занятия, а быстрых результатов в работе с особенными детьми не бывает. «В любом случае, это команда, команда преподавателей, задачи у нас одни и те же. Мы собираемся с преподавателями, и мы предполагаем, что для каждого конкретного ребенка мы бы хотели сделать, как мы хотели бы продвинуть его в реабилитации. Эту задачу мы решаем в каждом кабинете», — пояснила исполнительный директор АНО «Родник» Наталья Василенко. Когда в семье появляется особенный ребёнок, многие родители теряются, чувствуют себя одинокими. В реабилитационном центре с ними проводят беседы священники, консультирует психолог. Как воспитывать, ухаживать и как при этом оставлять время для себя и саморазвития, рассказывают на регулярных семинарах и лекциях. «Принятие очень непростой момент, да, потому что… для мам это проще, мамы, они более эмоциональные, более чувствительные, очень сложно это для отцов — принять судьбу, потому что отцам, как правило, им нужен более долгий срок, чтобы принять своих детей», — рассказал психолог Центра социальной реабилитации Олег Городниченко. При храме у семей сформировалось своё сообщество. Вместе отмечают праздники, посещают дельфинарий, занимаются верховой ездой. Поддерживают друг друга и тех, кто только пришёл. «Настолько это здорово и вот как заново оживаешь, начинаешь эту жизнь видеть не через призму болезни ребенка, а уже в красках, которую люди проживают в полную силу со всеми её прелестями», — говорит Юлия Гулиева. Иногда Лере снятся кошмары, где мамы нет рядом. Психологи говорят, что заболевание — это, прежде всего, испытание для самого ребёнка. Поэтому важно ему помочь и наполнить его жизнь любовью. А она видна даже в небольших победах. Екатерина Копыткова, Виталий Козловский

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Участвуй в жизни города! Инициативное бюджетирование закрепили законом

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь